28 августа в Общественной палате РТ в преддверии начала нового учебного года представители ВУЗов и лидеры третьего сектора региона в рамках подготовки VI Республиканского форума СОНКО обсудили перспективы и «точки роста» реализации Федеральной программы «Обучение служением» на 2024-2025 учебный год в межсекторном социальной партнерстве в Республике Татарстан. Программа мероприятия разрабатывалась в партнерстве с Ассоциацией волонтерских центров.
Выбор предмета обсуждения, обусловлен сформированным запросом лидеров НКО РТ, выявленного в июне 2024 года на стратегической сессии по разработке мероприятий VI Республиканского форума. Своевременность мероприятия обусловлена ростом количества ВУЗов в Республике Татарстан, присоединившихся к федеральной программе. Так, в 2023-2024 учебном году в пилот программы Миноборнауки РФ по внедрению «Обучение служением» включились три ВУЗа РТ: Казанский государственный энергетический университет, Казанский государственный медицинский университет и Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. В 2024-2025 учебном году к Федеральному проекту присоединяются еще 10 ВУЗов в Республике Татарстан: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Нижнекамский химико-технологический институт - филиал Казанского национального исследовательского технологического университета, Высшая школа нефти (Альметьевск), Университет управления «ТИСБИ», Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова, Казанский государственный аграрный университет, Казанский государственный институт культуры, Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ, Набережночелнинский государственный педагогический университет. В мероприятии приняли участие координаторы «Обучение служением» всех обозначенных ВУЗов.
Ключевая задача реализации Федерального проекта «Обучение служением», поставленная на предстоящий учебный год руководителем проектного офиса ФП «Обучение служением» Дмитрием Варанкиным – это интенсивный тип развития подхода, обуславливающий переход от наращивания количества проектов к особому вниманию к их содержанию. «Внедрение «Обучение служением» в учебный процесс ВУЗов - это постепенный среднесрочный процесс, рассчитанный до 2030 года. Ключевой приоритет это качество проектов, а не их экстенсивные показатели - количества проектов и количества студентов, от которых необходимо отходить. Проекты «Обучение служением» связаны с развитием профессиональных компетенций в учебном процессе - это не волонтерские проекты», – подчеркнул Дмитрий Варанкин. После выступления эксперта была организована дискуссия: представители ВУЗов РТ активно задавали вопросы по внедрению подхода «Обучение служением», на которые получили развернутые и обоснованные ответы от руководителя проектного офиса Федерального проекта «Обучение служением».
Модератор мероприятия, Варвара Кулькова, д.э.н., эксперт Общественной палаты РТ, руководитель центра развития общественных проектов «Обучение служением» КГЭУ, в своем докладе «Реализация федеральной программы «Обучение служением» в ООВО Республики Татарстан» подчеркнула, что развитие «Обучение служением» в Татарстане становится компонентом духовно-нравственного воспитания молодежи и закрепляется в Постановлении КМ РТ №1309 от 16.10.2023; сформулировала основные принципы региональной модели «Обучение служением»: межсекторное социальное партнерство, межвузовское взаимодействие.
Опытом внедрения и реализации «Обучение служением» в 2023/2024 уч.г. в ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» поделился Портных Александр, руководитель лаборатории социального проектирования ЮГУ, продемонстрировав практику внедрения подхода «Обучение служением» в рамках реализуемой в учебном процессе проектной деятельности и дисциплины социальной направленности.
Певная Мария, д.соц.н., зав.кафедрой социологии и социальных технологий управления Уральского федерального университета, который официально присоединяется к программе «Обучение служения» в 2024-2025 уч.году, но имеет богатый опыт реализации проектов для социальных заказчиков по технологии «Обучение служение», рассказала о формировании предпосылок интеграции УрФУ в федеральную программу «Обучение служением» в 2024/2025 уч.г., уделив особое внимание научно-исследовательской деятельности.
Интересы и роль некоммерческих организаций в партнерстве с ВУЗами раскрыла Анистратенко Оксана, исполнительный директор АНО «Агентство социальных инвестиций и инноваций», отметив: «Партнерство НКО с ВУЗами, работает на расширение лояльности третьего сектора».
Заключительной частью стало Кейс-шоу «Точка сборки НКО-ВУЗ для «Обучение служением». В ходе фасилитации выявлены точки роста во внедрении «Обучение служением» и установлен первичный контакт ООВО с потенциальными социальными заказчиками, который рекомендовано продолжить на площадке ВУЗов в стратегической сессии для формирования социального заказа с последующим размещением на платформе Добро.ру.