Международный форум «Преемственная система инклюзивного образования: современное состояние и перспективы развития», организованный при поддержке Общественной палаты Республики Татарстан, Министерства образования и науки, Министерства по делам молодежи Республики Татарстан, прошел в Казанском инновационном университете имени В.Г.Тимирясова. Партнерами форума выступили Международная академия наук педагогического образования, АНО «Все для детей» (г.Казань) и АНО «Белая трость» (г.Екатеринбург), Республиканский центр «Лето» и Лига преподавателей высшей школы.
Нынешний форум организаторы приурочили к Году семьи в Российской Федерации, Году научно-технологического развития в Республике Татарстан и 30-летию Казанского инновационного университета имени В.Г.Тимирясова.
В своем обращении к участникам форума ректор университета, заместитель председателя Общественной палаты Республики Татарстан Асия Тимирясова отметила, что инициативы Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина придали новый импульс развитию и инклюзивной культуры в нашем обществе. «В недавнем Послании Федеральному собранию Глава нашего государства предложил ввести возможность использования средств материнского капитала на средства и услуги реабилитации ребенка с особенностями развития. И этот шаг стал логическим продолжением федерального закона о социальной реабилитации. Наконец, во всех регионах России будут действовать единые стандарты реабилитации инвалидов, и на их основе будет создаваться система их сопровождения: от медицинской и социально-психологической помощи до карьерного планирования и обучения людей с особыми потребностями. Пути дальнейшего развития системы образования инвалидов в новых правовых и социально-экономических реалиях, научно-методическая поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья – эти и многие другие вопросы стали центральными в программе форума», - сказала она.
В первый день форума состоялась Международная олимпиада школьников и студентов по социокультурной и образовательной инклюзии «ВМЕСТЕ МЫ – СИЛА!», в которой приняли участие 117 обучающихся образовательных организаций различного уровня из Казани, Майкопа, Махачкалы, Набережных Челнов, Томска, Череповца, а также Гродно и Витебска (Республика Беларусь), объединенные в 19 команд. Ребятам были предложены увлекательные интеллектуальные испытания, интерактивные игры и творческие конкурсы.
Второй и третий день форума были посвящены обмену опытом и обсуждению результатов научных исследований в области инклюзивной психологии и педагогики. Программа XIII Международной научно-практической конференции включала в себя пленарные заседания, посвященные глубокому анализу современного состояния инклюзивного образования в России, обзору эффективных практик формирования жизненных компетенций людей с особенностями здоровья. Особый интерес у участников конференции вызвали яркие презентации достижений Республики Беларусь и Республики Татарстан в области внедрения специальных педагогических технологий. В заключительный день форума на заседаниях 7 секций ученые и молодые специалисты, авторитетные эксперты в области педагогики и психологии, медицины и социологии, культурологии и права, представители некоммерческих организаций и органов управления рассмотрели актуальные направления развития преемственной системы инклюзивного образования в ближайшие годы.