Осенью в Казани в Городском центе образования началась реализация проекта «Уроки русского» для детей беженцев из Донбасса и Украины. В октябре проект одержал победу в спецконкурсе и получил поддержку Фонда Президентских Грантов.
Цель проекта - помочь детям и подросткам, прибывшим из Донбасса и Украины, адаптироваться к образовательной и культурной среде Казани. Ребята будут посещать группы психологической поддержки, чтобы преодолеть адаптационный период в новом коллективе, смогут освоить письменный русский язык, познакомятся с историей России. За это учебный год участникам проекта удастся преодолеть различия в образовательных программах.
Первое знакомство с украинскими семьями состоялось на родительских собраниях. Родители ребят были единодушны: на первые дополнительные занятия нужно пригласить психологов. Дети скучают по дому, расстраиваются из-за конфликтов с одноклассниками, отягощены воспоминаниями о погибших друзьях и времени, проведенном под бомбежками.
Занятия начались после осенних школьных каникул. На базе двух казанских гимназий и в местах временного размещения беженцев организованы дополнительные занятия по русскому языку, по изучению истории России, проводятся группы психологической разгрузки. Каждый урок проекта посещает 6-10 человек. За первый месяц проекта на 46 занятиях побывали 330 человек.
В группах психологической поддержки со школьниками работают три специалиста. Дети с удовольствием рисуют на занятиях, делают аппликации из пластилина, работают по психологическим картам Т.Ушаковой и рассуждают о том, что нравится на картинках, а что – нет. разговаривают на темы «Какой я друг», «Все мы разные», «Домашние радости». После первых занятий в группе, психологи отмечали, что некоторые ребята не по-детски замкнуты и молчаливы. Сейчас дети начинают раскрываться, верить своим педагогам.
На занятиях бывшие ученики украинских школ показали неплохие знания, но, проявляются трудности при работе с текстом, фразеологизмами, некоторыми математическими терминами. По мнению филологов проекта, причина трудностей – недостаток или отсутствие уроков русского языка в украинской программе. Исправлению этих пробелов поможет формирование читательской грамотности и регулярное посещение занятий проекта.
Наиболее напряженная ситуация с изучением истории России. Очень большая разница во взгляде на исторические личности и события прошлого в школьных программах Украины и России. Но преподаватели проекта обладают достаточным педагогическим опытом и находят общий язык со своими подопечными.