В Министерстве образования и науки Республики Татарстана прошло заседание Общественного совета по итогам реализации публично сформированных целей и задач за 1 полугодие 2025 года.
Заседание прошло в рабочей обстановке. Первым вопросом стало расширение состава Общественного совета до 18 человек. Членами совета стали: директор Совета по исламскому образованию РФ и заместитель муфтия РТ по образованию Рафик Мухаметшин, председатель отдела религиозного образования и катехизации Казанской епархии Александр Данилов и советник председателя Молодежного правительства по вопросам образования и науки РТ Дамир Минниханов.
Общественный совет при Министерстве образования и науки РТ утвердил семь приоритетных направлений в прошлом году.
Так, задача по закреплению не менее 75% выпускников организаций среднего профессионального образования педагогических направлений подготовки по итогам первого года работы в школах и детских садах почти выполнена. Директор Казанского педагогического колледжа Анфиса Залялова отчиталась о 74% трудоустройства по целевому направлению подготовки среди выпускников. Добиться нужного показателя помогает не только материальная поддержка. Залялова отметила, что сегодня усилена профориентационная работа в учреждениях педподготовки.
Вторая задача – подготовка и закрепление не менее 75% выпускников целевой подготовки вузов в школах по специальностям «Русский язык», «Начальные классы», «Математика», «Физика», «Химия», «Биология», «История».
С 2016 года, когда стартовала программа стипендиальной поддержки будущих педагогов, уже вышло 4 потока выпускников. Из них трудоустраивается в образовательные учреждения республики 88% выпускников. Такие цифры привела начальник отдела развития дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки РТ Роза Шаяхметова. Участники данной программы получают ежемесячную стипендиальную поддержку в размере 15 тысяч рублей, и после выпуска «отрабатывают» в сфере образования 5 лет. У первого выпуска (2021 года) эти 5 лет истекут в следующем году.
По прежнему остается вопрос о зарплате – какая должна быть ставка у педагогов? В этом ключе Шаяхметова напомнила, что в трех регионах России в 2025 году планируется пилотный запуск новой системы оплаты труда педагогов. Республика Татарстан не входит в число таких регионов, но до 2027 года программа может заработать в штатном режиме.
«Республика эти вопросы решает материальной поддержкой через гранты», – рассказала Шаяхметова.
В частности, речь идет о проекте «Физматпрорыв», в рамках которого 350 преподавателей физики, математики и информатики республики получили единовременную выплату в размере 300, 240 или 90 тысяч рублей, в зависимости от опыта и формы работы.
По пункту «Увеличение доли выпускников психолого-педагогических классов, поступивших на педагогические специальности, с 30% до 35%» точных цифр нет.
«Сейчас ведется приемная кампания, но мы ориентировочно понимаем, что 35% мы выполним», – считает Шаяхметова.
На сегодняшний день в образовательных организациях Татарстана работает 543 психолога, 54 места – вакантны. При этом в школах Татарстана работает 35,6 тысяч педагогов и учится 504,7 тысяч школьников. В 958 школах ставок для работников психолого-педагогического сопровождения для обучающихся и педагогических работников нет. На 2025 год была поставлена задача обеспечить доступность психолога-педагогического сопровождения для учителей и учащихся школ.
«С 1 сентября появится 306 дополнительных ставок для педагогов-психологов, в связи с чем мы сможем увеличить охват с 36% до, как минимум, 80%. Сейчас мы прорабатываем вопрос, чтобы закрыть 100% потребности в школах», – рассказала начальник управления воспитания, дополнительного образования детей и развития психологического сопровождения обучающихся министерства Айгуль Кашапова.
По задаче об обеспечении охвата не менее 90% детей из группы риска программами дополнительного образования и занятости Кашапова отчиталась о 75%.
«В этом году начата большая работа по оснащению кабинетов Основ безопасности защиты Родины, параллельно идет оснащение кабинетов труда», – рассказал в своем докладе заместитель министра образования и науки РТ Рамиль Хайруллин. По задаче в этом году показатель оснащения этих кабинетов необходимо поднять с 32% до 40%.
Анализ показал, что в 878 школах эти кабинеты не оснащены необходимым оборудованием. В этом году 280 млн рублей уйдут на оборудование 200 школ. В следующие 2 года будет выделено более 2 миллиардов рублей на оставшиеся 678 школ.
«Свыше 40% однозначно уйдем», – резюмировал Хайруллин.
С 2026 года начнется комплексное оснащение кабинетов музыки, изобразительного искусства и физики.
План по задаче «Разработка не менее 50 образовательных программ, востребованных в Республике Татарстан в целях обучения граждан различных категорий» также был перевыполнен. Центр развития профессиональных компетенций разработал 26 программ дополнительного профессионального образования, 54 программы профессионального обучения и 7 общеразвивающих программ. По итогам первого полугодия 2025 года по этим программам обучено 303 человека.
На прошедшем заседании результаты по всем поставленным задачам были единогласно удовлетворены.