В КИУ прошел семинар для руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций Республики Татарстан на тему: «Инклюзивное дошкольное образование в Республике Татарстан». Организатором выступил НИИ педагогических инноваций и инклюзивного образования КИУ при поддержке Министерства образования и науки РТ, Общественной палаты РТ, Управления образования Исполнительного комитета Казани.
Инклюзивное образование и его доступность – важнейшие вопросы современной образовательной системы, способствующей созданию равных возможностей для всех детей, независимо от их индивидуальных особенностей. Республика Татарстан активно внедряет принципы инклюзии в дошкольное образование, что требует от педагогов и руководителей новых подходов и знаний.
Семинар «Инклюзивное дошкольное образование в Республике Татарстан» объединил ведущих специалистов, практиков и теоретиков, которые вместе обсудили актуальные вопросы и обменялись профессиональным опытом. Семинар стал площадкой для обсуждения лучших практик, инновационных методов и актуальных исследований, направленных на создание доступной и комфортной образовательной среды для всех детей.
Приветствуя участников семинара, проректор по непрерывному образованию КИУ, директор НИИ педагогических инноваций и инклюзивного образования Дания Ахметова подчеркнула, что семинар является продолжением традиционной конференции «Преемственная система инклюзивного образования», поэтому на нем раскрыта лишь часть проблем инклюзивной системы, но от этого не менее важная. Дания Загриевна отметила, что при совместной работе педагогов, ученых, представителей Министерства образования и науки РТ и Управления образования Казани можно совместно решать проблемы инклюзивного образования на высоком уровне. Дания Загриевна также озвучила приветствие и пожелание плодотворной работы участникам от ректора КИУ, заместителя председателя Общественной палаты РТ, председателя Общественного совета при Министерстве образования и науки РТ, руководителя Татарстанского отделения Российского общества «Знание» Асии Тимирясовой.
Дания Загриевна также рассказала о функционирующем на базе КИУ научно-методическом Центре по инклюзивному образованию и социокультурной инклюзии. Основой целью исследований является создание и развитие преемственной системы инклюзивного образования от детского сада до приема на работу. Центр выпускает монографии, учебно-методические пособия, материалы научно-практических конференций, видеокурсы для бакалавриата и магистратуры, а также сквозные курсы по инклюзивной педагогике.
Нначальник отдела дошкольного образования Минобрнауки РТ Йолдыз Хисамиева выступила с докладом об актуальных проблемах дошкольных образовательных организаций Республики Татарстан по развитию системы инклюзивного образования. Йолдыз Хисамиева поблагодарила педагогов за активное участие в развитии инклюзивной системы и отметила, что совместная работа с учеными КИУ позволит получить много новой информации. Одной из важнейших задач спикер назвала доступность инклюзивного образования для дошкольников. В этом направлении в республике сегодня делается многое. Открытый в республике детский сад для детей с расстройствами аутического спектра, комплексное сопровождение семей с детьми с ОВЗ, онлайн-встречи для родителей, мониторинг качества дошкольного образования – эти и многие другие шаги делают дошкольное инклюзивное образование более доступным и качественным.
Заведующий кафедрой педагогической психологии и педагогики КИУ Анна Скоробогатова рассказала о системе подготовки квалифицированных кадров для дошкольных образовательных организаций в условиях развивающей образовательной среды КИУ имени В.Г. Тимирясова. По словам специалиста, в КИУ студенты (причем не только профильных факультетов) получают все необходимые знания по инклюзивному образованию.
Заведующий кафедрой психологии и педагогики КФУ Анна Ахметзянова выступила с докладом «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью в инклюзивной образовательной среде».
Об особенностях реализации федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья рассказала профессор кафедры теоретической и инклюзивной педагогики КИУ имени В.Г. Тимирясова Татьяна Челнокова. «Сегодня, согласно законодательству, для любого нормотипичного ребенка дошкольное образование должно быть доступно, начиная с двух месяцев, - отметила спикер. – Необходимо обеспечить равный доступ к образованию. Вариативность должна присутствовать уже на стадии дошкольного образования».
Не менее увлекательными, а также практически ориентированными стали доклады директора Центра психолого-педагогической помощи детям с дислексией, дисграфией и другими речевыми нарушениями «VERA» КИУ Артема Игнатьева («Профилактика нарушений письменной речи в дошкольном возрасте») и начальника отдела системного анализа, заведующего лабораторией цифровой педагогики и цифровой психологии НИИ педагогических инноваций и инклюзивного образования КИУ Булата Хусаинова («Использование технологии виртуальной реальности (VR) в инклюзивном дошкольном образовании»).
Вишенкой на торте семинара стал мастер-класс от заведующей лабораторией «Технологии инклюзивного образования» КИУ, члена Комиссии по здравоохранению и демографии Общественной палаты РТ, председателя РО МОО «Лига преподавателей высшей школы» РТ Филатовой-Сафроновой М.А. Рассказав о функциональных блоках головного мозга, Маргарита Александровна разучила с участниками семинара базовый комплекс кинезиологической гимнастики, подчеркнув терапевтический эффект каждого упражнения при работе с детьми.
В завершение хочется подчеркнуть, что инклюзивное дошкольное образование — это не просто тренд, а необходимость современного общества. Обсужденные на семинаре темы и практические рекомендации помогут руководителям и педагогам создать более доступную и комфортную образовательную среду для всех детей, независимо от их индивидуальных особенностей.