О конфликтах жильцов с управляющими компаниями и ТСЖ, правах собственников жилья рассказал исполнительный директор Ассоциации «Региональный Центр общественного контроля в сфере ЖКХ РТ» Дмитрий Романов в интервью главному редактору «Татар-информа» Ринату Билалову.
Одной из самых актуальных тем, обсуждаемых сейчас населением, стало повышение тарифов ЖКХ. Как ваш Центр мониторит эту ситуацию, обращаются ли к вам люди либо вы сами как-то отслеживаете этот комплекс вопросов?
Любые изменения, которые жители видят в платежке, приводят к тому, что люди начинают волноваться. Оплата стала больше, а услуги иногда остаются на том же уровне. Поэтому каждый второй позвонивший к нам собственник жилья всегда задает вопрос, связанный с начислениями. Если услуга дорогая, она должна быть очень качественной. Но не всегда это так. Сегодня много проблем, требующих решения. Они охватывают не только капитальный ремонт, несмотря на то что в Татарстане он идет хорошо. Всегда возникает вопрос о дорогой оплате. У нас привыкли сравнивать квартиры в разных районах. Допустим, в Приволжском районе Казани оплата за тепло составляет 3 тыс. рублей, а в Вахитовском – 2 тыс. Почему? А потому что в одном доме есть автоматический узел регулирования тепла, а в другом нет. При этом все многоквартирные дома абсолютно разные, поэтому никогда не нужно сравнивать платежки. В каждом доме все индивидуально. Есть примеры, когда собственник сам, может быть, недоглядел, не сделал поверку приборов учета.
Президент республики Рустам Минниханов потребовал от госструктур, контролирующих организаций осуществления жесткого контроля за правильностью начислений. Ваш Центр как-то участвует в этой работе? Понятно, что в первую очередь глава республики обратился к государственным структурам. Однако, как общественная организация, вы работаете в этом отношении?
Конечно, у нас есть определенный механизм, уже выработанный годами. Мы уже существуем девять лет. Каждое обращение досконально изучается, если мы видим какие-то нарушения, то отрабатываем с управляющей компанией, отправляем запросы. Зачастую ведь собственник конкретно не пишет, что же он хочет от управляющей компании. Собственник может написать пятьдесят вопросов, а ответ получит только на три. У нас есть экспертное сообщество. Мы уже знаем, какие вопросы нам нужно задавать, обычно это один конкретный вопрос по какой-то определенной проблеме. Если задолженность у жителя возникла по его же вине, мы ему разъясняем, что необходимо оплатить эту задолженность. Мы можем объяснить собственнику, что, почему и зачем. Потребителю нужно давать конкретный, «разжеванный» ответ: почему получилось то или это, почему так произошло.