о них, а также о повышении эффективности механизмов обратной связи между собственниками жилья и управляющими организациями, особенностях проведения капитального ремонта, инновациях в жилищном секторе, обращениях граждан, ответственности за выявленные нарушения в содержании многоквартирных домов говорили на круглом столе, организованном в рамках V Республиканского форума СОНКО: «Вовлечение жителей многоквартирного дома в процесс управления. Механизмы ТСЖ и управляющих компаний».
Члены Общественной палаты РТ, представители органов власти, товариществ собственников жилья и управляющих компаний вместе обобщали лучшие практики и проблемные вопросы участия жителей в управлении жилыми домами.
«Мы должны развивать культуру активного взаимодействия. Очень важно, чтобы граждане знали действующее законодательство, развивали инициативы соседских сообществ, новые социальные практики», – подчеркнула Председатель Общественной палаты РТ Зиля Валеева.
Член Общественной палаты РТ, исполнительный директор Ассоциации «Региональный Центр общественного контроля в сфере ЖКХ РТ» Дмитрий Романов рассказал о наиболее частых обращениях жителей МКД.
Это и некорректная информация в ГИС ЖКХ, и отсутствие общих собраний по утверждению жилищных тарифов на содержание МКД, нарушения в проведении общих собраний, формальные ответы по обращениям жителей, несвоевременное проведение текущего ремонта и др.
«Стоит отметить, что большинство жителей в последнее время стало обращать внимание на условия содержания многоквартирного дома, стремятся осуществлять контроль за деятельностью управляющих организаций и своевременно сообщать о возможных нарушениях в контролирующие органы. Их активность и внимание к вопросам ЖКХ в СМИ привело к тому, что сейчас органы местного самоуправления, управляющие организации выстраивают системную работу как по жалобам жителей, так и по их предложениям по содержанию домов, благоустройству прилегающих территорий», – прокомментировал Дмитрий Романов.
Перебои с горячим и холодным водоснабжением, плохое содержание общедомовой территории, несвоевременный вывоз мусора: именно с такими вопросами чаще всего обращаются жители многоквартирных домов в «Народный контроль». По словам Уполномоченного по правам человека в РТ Сарии Сабурской, работа интернет-системы не теряет своей актуальности: если в прошлом году было получено более 4,500 обращений, то за первое полугодие этого года их уже более 3000.
Особый акцент спикер сделала на вопросах обеспечения доступной среды: «При проведении капитального ремонта в жилых многоквартирных домах в первую очередь должны учитываться интересы маломобильных граждан», — подчеркнула Сария Харисовна.
О вопросах, связанных с формированием фонда капитального ремонта, рассказал начальник Государственной жилищной инспекции РТ Сергей Крайнов. Согласно ч. 3 ст. 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта может формироваться на счете регионального оператора или на специальном счете. На сегодняшний день 762 многоэтажек в Татарстане имеют собственный спецсчет, что составляет 4% от общего числа домов.
«Назначение денег — это одно, но контроль за капитальным ремонтом дома, за расходованием средств должны вести сами собственники жилья. Для оценки качества проведенных работ необходимо иметь соответствующие компетенции, однако есть ли они у всех собственников жилья?», – делился Сергей Аркадьевич. За прошлый год Госжилинспекция Татарстана выявила следующее: более 40 млн рублей, внесенных жильцами за капремонт так и не были перечислены на спецсчета, а более 18 млн рублей ушли на нецелевые расходы.
Начальник управления административно-технической инспекции исполкома Казани Наиль Минвалеев рассказал о выявленных нарушениях в содержании МКД. По его словам, в текущем году составлено 357 протоколов на 146 управляющих компаний, из них на зимнее содержание – 230; на летнее – 110; на нарушения при проведении ремонтных работ – 17.
«Наша главная задача — разъяснить людям, как соблюдать правила благоустройства, как вести эксплуатацию жилых домов, не нарушая существующие требования», – сообщил выступающий.
Об опыте своей работы рассказал директор Управляющей компании ООО «УК ЖКХ Московского района» Олег Калимов.
Работа с интернет-платформами, социальными сетями позволяют быстро адаптироваться к системе инцидент-менеджмента, уверен он. «В век всеобщей цифровизации у собственников есть огромное количество инфокоммуникационных ресурсов, с помощью которых они могут сообщить о своей проблеме. Основным каналом связи с жителями уже 10 лет является единая диспетчерская служба «Открытая Казань», которую мы продолжаем популяризировать. Это удобная форма обмена информацией между жителями и УК, позволяющая эффективно решать выявленные проблемы».
Быстроменяющийся мир требует инноваций, убежден Олег Викторович. «Нами впервые были установлены стеклянные входные двери с умными видеодомофонами, в прошлом году мы поставили первую в республике дворовую зарядную станцию для электромобилей, а в этом приобрели первую в Татарстане электрическую подметальную машину для уборки придомовых территорий».
Председатель и управляющий ТСЖ Минахмет Хисматуллин, более 22 лет работающий в сфере обслуживания жилых домов, уверен, что: «Главное в работе ТСЖ — открытость, в особенности финансовая. Жители должны быть информированы о всех вопросах, которые решает ТСЖ: как расходуются средства, когда, на каком этапе идут ремонтные работы. Для этих целей у нас у каждого дома есть свой сайт, куда размещается вся важная информация. Для принятия решений обязательно организуем собрания, затем составляем протокол, который выкладывается в общий доступ для всех собственников жилья».
Круглый стол, прошедший в Общественной палате республики, завершался в режиме вопросов и ответов; он еще раз показал, как важен постоянный диалог, взаимодействие, которые позволяют не только слышать друг друга, но и развивают новые социальные практики во благо жителей многоквартирных домов.
По итогам круглого стола «Вовлечение жителей многоквартирного дома в процесс управления. Механизмы ТСЖ и управляющих компаний» принята резолюция, которая будет направлена в уполномоченные органы власти РТ.