Общественная палата Республики Татарстан совместно с Ассоциацией некоммерческих организаций «Независимый общественный мониторинг» провела онлайн-круглый стол на тему: «Международный опыт изменения Основного закона страны». На круглом столе были представлены доклады об опыте зарубежных государств по внесению поправок и изменению Основного закона: процедуры внесения поправок, уполномоченные органы, время и сроки, формулировки вопросов, процедуры, порог явки при вынесении вопросов на всенародный плебисцит, порядок вступления в силу, некоторые другие особенности. Также представлен доклад о конституционной реформе в России в свете зарубежного опыта государственного строительства: юридические аргументы за и против.
В мероприятии приняли участие:
Тимур Рафкатович Кадыров – заместитель Председателя Общественной палаты Республики Татарстан;
Никита Юрьевич Молчаков – кандидат юридических наук, заместитель декана по учебной работе Международно-правового факультета Московского государственного института международных отношений МИД Российской Федерации (МГИМО), доцент кафедры конституционного права;
Марсель Ильгамович Гараев – кандидат юридических наук, ассистент кафедры международного и европейского права Юридического факультета КФУ, региональный координатор Ассоциации «Независимый общественный мониторинг».
Модератором круглого стола выступил заместитель Председателя Общественной палаты Республики Татарстан Кадыров Тимур Рафкатович.
“Поправки в Основной закон Российской Федерации обеспечат безопасность и стабильность государства. Поэтому важно осознавать, что общероссийское голосование есть путь демократизации нашего общества, а также отражение современной действительности” - упомянул модератор встречи.
Кандидат юридических наук, ассистент кафедры международного и европейского права Юридического факультета КФУ, региональный координатор Ассоциации НОМ Марсель Ильгамович Гараев представил доклад на тему: «Опыт зарубежных государств по внесению поправок и/или изменению Основного закона».
По словам докладчика: “Конституция - это живая материя, которая может изменяться с учетом социального, экономического и политического развития общества и государства, о чем свидетельствует опыт зарубежных государств”.
Марсель Ильгамович обратил внимание на то, что, говоря об изменении основного закона важно упомянуть рекомендации международного консультативного органа по конституционному праву, созданного при Совете Европы в 1990 году «Европейская комиссия за демократию через право (неофициальное название данного органа Венецианская комиссия).
Венецианская Комиссия Совета Европы отмечает, что все конституции, достигшие определенного «зрелого» возраста, отражают интересы не современных, а прежних поколений, при этом слишком большое сопротивление поправкам и реформам предполагает, с демократической точки зрения, сомнительный принцип «управления обществом по воле ушедших из жизни», предоставляя возможность (иногда мифическую) «отцам-основателям» диктовать в интерпретации судей и ученых ответы на политические проблемы и вызовы современности» .
По данным исследователей, в XXI веке новые конституции были приняты в 45 из 201 государства мира, в том числе в последнее десятилетие (с 2010 по 2019 гг.) - в 26 государствах. Конституции 44 государств действуют уже более полувека, а 6 основных законов (США, Норвегии, Бельгии, Аргентины, Канады, Люксембурга) имеют более чем полутора вековую историю.
Яркими примерами об опыте зарубежных стран по изменению основного закона являются страны первого мира: Франция, Германия, Италия, Великобритания (отличающаяся своей правовой системой и отсутствием «писанной» конституцией), Япония, США. При этом важно учитывать особенности развития национального права этих стран, а также «возраст» Конституций.
“Важно осознавать, что Российская Федерация не является первопроходцем в изменении Основного закона страны”, подытожил Марсель Гараев.
Следующим докладчиком был кандидат юридических наук, заместитель декана по учебной работе Международно-правового факультета Московского государственного института международных отношений МИД Российской Федерации (МГИМО), доцент кафедры конституционного права Никита Юрьевич Молчаков, который представил свое исследование по теме:«Конституционная реформа в России в свете зарубежного опыта государственного строительства: юридические аргументы за и против».
Никита Юрьевич в своём выступлении акцентировал внимание на том, что конституция не является «вечной»: «Она не священное писание, не Библия. В связи с этим конституция должна отвечать веяниям современности. Например, конституция США на пути своего развития имеет 27 поправок, действующими из которых являются 26. Однако, в США происходили языковые изменения, а, следовательно, менялось отношение и основная мысль внутри основного закона государства».
Докладчик заострил внимание, на том, что поправки, вносимые в конституцию России стоит рассматривать в общемировой тенденции расширения предмета регулирования или же «социализацией» Основного закона.
“Конституция 1993 года принималась в сложное для страны время и рассматривалась балансом всех сил. Но она являлась всё-таки временной, в связи с этим ее стоит рассматривать как некий правовой мост между тоталитарно—авторитарным советским обществом и демократической Россией. Всенародное общероссийское голосование и его историческая оценка должны исходить из социальной необходимости важности поправок”, - комментирует доцент кафедры конституционного права МГИМО.
Модератор встречи, Тимур Рафкатович Кадыров, подытожил: “Общероссийское голосование — важный этап в жизни конституционного развития России. Он отражает веяния современного процесса демократизации нашего общества. Важным фактом является то, что сегодня именно мы являемся участниками этого ключевого события в истории нашей необъятной страны”.